Обзор международного опыта развития и поддержки магистратуры
Проведенное кабинетное исследование позволило выявить наиболее характерные инструменты поддержки магистратуры в университетах лидера рейтинга EECA QS.
Наиболее распространенными инструментами являются международные или межстрановые программы и национальные программы поддержки вузов, развивающих магистратуру.
На устойчивость программ магистратуры в рассмотренных национальных контекстах влияют несколько ключевых факторов, в том числе:
- “Visibility” программы – информация о программе легкодоступна и понятна для студентов
- Актуальное содержание программы – содержание программы отражает современное; состояние развития науки в данной области и отвечает требованиям современного рынка труда;
- Уникальное содержание программы – университет использует свои сильные стороны, специфику научных исследований для разработки программы;
- Развитая сеть партнерств университета с другими университетами, научными центрами, бизнес предприятиями, НКО – такое сотрудничество позволяет привлечь студентов и преподавателей к реализации реальных научно-исследовательских проектов, тем самым повысив уровень преподавания на программе. Это также способствует трудоустройству студентов и возможности привлечения дополнительных средств университетом;
- Процедура организации учебного процесса (вступительные требования, использование системы ECTS, современная инфраструктура для студентов);
- Система поддержки преподавателей программы – курсы повышения квалификации, возможности обмена опытом, гранты на исследования в педагогике;
- Система поддержки студентов – наличие центров развития академических навыков, развитие карьеры, психологическое консультирование – это дает возможность привлечь и удержать студентов, обучающихся на программе
- Процедура аккредитации программ в соответствии международными требованиями (например, Европейской комиссии) – это делает доступными академические обмены, упрощает процедуры создания совместных программ с другими университетами;
- Интенсивная научная деятельность – многие университеты рассматривают магистратуру как ступень подготовки к обучению по программе PhD, в крупных научно-исследовательских университетах есть ресурсы для разработки современных, междисциплинарных магистерских программ.
- Наличие собственной стратегии развития университета и стратегии интернационализации – это позволяет ставить университету формулировать свои цели развития, в том числе развития магистерских программ.