Магистратура в глобальном контексте: новая рамка международного сотрудничества и интернационализации
Исследование направлено на изучение особенностей трансформации процессов интернационализации российских вузов в связи с изменениями правил игры для международного сотрудничества в сфере высшего образования в целом.
По оценкам экспертов, в ближайшее время должны измениться принципы международного сотрудничества в высшем образовании в связи с развитием виртуальных форм взаимодействия вузов для реализации соглашений и партнерских проектов с зарубежными университетами.
Особенное влияние эти процессы будут иметь на интернационализацию университетов, как в части реализации совместных образовательных программ, так и исследовательских проектов.
Академическая мобильность, которая обычно предусмотрена в рамках стратегий интернационализации университетов, в период пандемии приобрела виртуальный характер. В связи с неопределенностью прогнозов спада распространения коронавируса, становится понятно, что ее дальнейшее развитие неизбежно. Последнее способно привести к пересмотру основных принципов интернационализации высшего образования.
В связи с ожидаемыми изменениями в сфере международного сотрудничества и интернационализации для российских вузов, актуальным становится изучение ситуации, связанной с их опытом реализации международных программ магистратуры в период пандемии.
Поскольку данное направление анализа специально не рассматривается ни на уровне международных ассоциаций университетов, ни на уровне российской или зарубежной аналитики, выделить и изучить аспект развития международной магистратуры в российских вузах в период пандемии представляется исключительно актуальным.
Международная магистратура и пандемия: особенности и проблемы реализации
Международная магистратура в российских вуза (совместные программы, программы двойных дипломов, проекты академической мобильности в рамках программ) также столкнулись с вызовами управления и реализации в период пандемии.
Представляется, что проблемы реализации программ международной магистратуры имели свою специфику.
Виртуальная академическая мобильность
В ситуации сокращения иностранных студентов многие вузы задумались о виртуальной мобильности.
По данным ЮНЕСКО, университеты разрабатывают стратегии виртуальной мобильности, готовят преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде, используют уже созданные платформы виртуальной мобильности, и разрабатывают свои.
Для привлечения иностранных студентов вузы организуют большое количество онлайн мероприятий, вебинаров/ярмарок для абитуриентов, подчеркивая важность использования онлайн форматов для коммуникации с абитуриентами.
В рамках настоящего блока мы постараемся оценить действия российских вузов путей перехода к виртуальной мобильности в рамках реализации международных программ магистратуры.
Организация коммуникации со студентами
Одним из вызовов для университетов стала организация коммуникации со студентами в период пандемии. В частности, основные трудности касались: (1) коммуникации с уже обучающимися студентами; (2) коммуникации с абитуриентами из своей страны; (3) коммуникации с иностранными абитуриентами; (4) коммуникации с уже обучающимися иностранными студентами.
Согласно проведенным опросам, как иностранные, так и студенты из страны обучения, испытывали стресс от невозможности живого общения с однокурсниками и профессорами, поэтому для них было важным регулярно получать объективную информацию о ситуации с коронавирусом и связанных с этим изменениях в обучении.
Количество респондентов N=45